Cайт

Антоевой Валентины Гаврильевны

Педагога дополнительного образования

МОУ Чычымахская средняя общеобразовательная школа имени С.Р.Кулачикова - Элляя

с.Чычымах Таттинского улуса РС(Я)

Оглавление:
Резюме
Эссе
Образовательная деятельность
Основные результаты деятельности
Основные показатели и достижения учащихся
Распространение опыта
Официальная оценка работы педагога
Уровень образования и квалификации
Фотогалерея
Обшественная работа

Эссе

Величие человека - в его способности мыслить.
Блез Паскаль

В нашей школе внеклассная работа по изобразительному искусству в основном базируется на студию изобразительного искусства. Студия раскрывает особенности жанров и видов изобразительного искусства, развивает способности школьников в области самостоятельного творчества. Наибольшим интересом пользуются у детей живопись, рисунок, графика, композиция и декоративное искусство. На основе этих жанров составлены проекты для учащихся "Чудо батик", "Удивительный акрил", "Старый, добрый гуашь", "Живопись акварелью по методике испанских художников", "Изображение героев Олонхо", "Саха о5отун уруьуйдуур - дьуьуннуур искусство5а уьуйуу", "Волшебная изонить", "Сказочный витраж", "Веселые уроки для младших классов". В последнее время очень популярным стало творчество на основе использования природных материалов в начальных классах.
Одной из материальных проблем изостудии является отсутствие кабинета изобразительного искусства. Дети и подростки в данное время занимаются в различных кабинетах в зависимости от расписания уроков во второй половине дня. Расписание изостудии размещается на 4 дня в неделю с объемом 13 часов 30 минут. Четыре дня в неделю дети вынуждены работать в разных кабинетах и организовать свой творческий труд. Если посмотреть эту картину с другой стороны, то можно представить иную картину деятельности. Это подлинно творческая деятельность, в котором могут ярко раскрыться способности и склонности учащихся, а это имеет прямой выход на профориентацию в соответствии с природными и приобретенными качествами. Об этом можно говорить очень много, но я хочу на данном этапе раскрыть работу изостудии, это моя основная цель.
Я в ряде лет работав в школе, заметила, что среди моих воспитанников есть дети с задержкой в физическом и психическом развитии. Поэтому начала изучать технологию инклюзивного обучения.
Основная задача изостудии - развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения. На занятиях дети обучаются сознательно использовать изобразительные и выразительные средства рисунка и живописи. Основные виды работы в изостудии - работа с натуры, по памяти, наблюдению, композиционная и декоративная работа. Соотношение этих видов работы изменяется по годам обучения соответственно возрастным особенностям учащихся. Самостоятельные задачи рисунка и живописи начинают выделяться лишь в занятиях с детьми среднего возраста.
Соответственно особенностями работы в разных возрастах в изостудии выделяются три возрастные группы: младшая (1-4 классы), средняя (5-7 классы) и старшая (9-11 классы).
Самый распространенный вид работы в младшей группе - композиция на темы. Это живописные работы акварелью, пальчиковыми красками, восковыми карандашами, гуашью или в смешанной технике, темы которых связаны с изображением людей в быту и труде, сельского пейзажа, родной природы в разных состояниях, животных, растений, насекомых и.т.д. К ним частично примыкают рисунки графическими материалами - карандашом, тушью, граттаж (проскабливание на специально загрунтованной бумаге ) и оттиски (эстампы-монотипии, печать с аппликацией и.т.п.), конечно для этого потребуется хорошее помещение, где можно организовать творческий коллектив. В их создании дети могут опираться на наблюдения или же на литературные и фольклорные источники, с привлечением большой фантазии.
Вторым разделом работы, которая начинается в младшей группе и продолжается в последующих, является рисование и живопись отдельных предметов и групп по памяти, по наблюдению и с натуры. На данном этапе работы дети в основном рисуют с натуры летнее время. Лето для нас самое прекрасное время для творчества. На счет помещения у нас не бывает проблем так, как для нас отводится специально кабинет на два сезона. Это ежегодно проводимый художественно-эстетический лагерь изостудии "Пленэр". Здесь не только решается вопрос о помещении, природа сама готова учить нас любым жанрам изображения. Рисование с натуры листьев, цветов, деревьев, домашних животных, отдельных насекомых, пейзажа в воздушной перспективе и выполнение разного рода композиций . Это наглядное пособие в натуре, что может быть прекрасней для изображения. Эта работа носит сугубо творческий характер для учащихся и для меня как специалисту.
Третий раздел программы обучения в изостудии - декоративные и прикладные работы. В заданиях этого рода не только развивается декоративное и эстетическое чувство, в них приобретаются практические навыки выполнения работ. Здесь примыкают проектные работы, программы которых разработала как специалист по изобразительному искусству. Но не забудем, что эти занятия вырабатывают также умения пользоваться материалами, применяемыми и в живописи, и в графике.
В изобразительной деятельности детей среднего возраста замечаются признаки неравномерности развития учащихся. Одни обнаруживают сравнительную зрелость и умения в отдельных видах занятий, у других отмечаются колебания и медлительность в рисовании, болезненное отношение к замечаниям.
Работа с детьми в этом возрасте требует преимущественно индивидуального подхода и большого разнообразия вариантов заданий. Именно здесь потребуется знания учителя об индивидуальных особенностях учащихся в подростковом возрасте. В это время учитель должен беречь ребенка от депрессий и негативных отношений в коллективе. Ребенку очень сложно найти свое "Я" и решиться на творчество и тем более рассчитывать на творческий успех. Успех в этом возрасте достигается с большим трудом, а ученик это воспринимает очень болезненно и в следующий раз он может отказаться от творчества вообще. В плане творчества и успеха в нашей школе все хорошо и результаты в последние годы неплохие.
Я считаю, что основными учебными задачами работы с детьми этого возраста: вызвать активный интерес к действительности и умение видеть в натуре ее эстетически выразительные качества: приучать в любом задании работать с определенным композиционным замыслом; последовательно обогащать живописные представления детей о предмете в световоздушной среде и совершенствовать их изобразительные навыки. Все это учитель должен делать эмоционально, доброжелательно и качественно. Дети чувствуют отношение самого учителя к действительности.
В изобразительном творчестве учащиеся старшего возраста проявляют стремление к овладению глубокими профессиональными знаниями. Это желание усиливается еще тем, что занятия искусством в изостудии многие из них начинают рассматривать как подготовку к будущей профессии. Однако занятия в старшей группе не следует рассматривать лишь как способ подготовки к поступлению в художественное учебное заведение. Эти занятия имеют самостоятельное значение в художественно-творческом развитии подростков и могут готовить, например, к будущей деятельности самодеятельного художника.
С самых первых упражнений - с первого года младшей группы, когда выполняются упражнения на знакомство с линией и ее возможностями, мы учимся решать (организовывать) изобразительную поверхность листа, гармонично ее заполнять.
По мере усложнения заданий он подводит учащихся к понятиям: уравновешенность, ритм, пластичность, цельность, условность. Ряд упражнений по овладению элементами языка графики тесно переплетается с живой работой по впечатлению, воображению, фантазии.
В работе с мелкой скульптурой (лепка пластилином или глиной) также заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, для общего их развития. Она является важной частью изобразительного творчества учащихся.
Первоначальная ориентировка детей в окружающей среде происходит не только зрительно, но и обязательно двигательно. Через осознание и действие ребенок познает структуру предмета, что, в свою очередь, формирует систему целесообразных действий с ним.
В летнее каникулярное время при постоянном общении с природой, во время работы с естественным материалом пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Работа с природным материалом развивает усидчивость, терпение, настойчивость, приобщает учащихся к интересным и самобытным видам народного прикладного искусства. Далее, из приложения "Гистограмма работы изостудии с 2003 по 2010 уч.годы" видно количество учащихся изостудии по годам обучения, уровень выполненных работ, уровень работ достигших успехов и уровень выставленных работ. Отсюда следует, что учащиеся изостудии за 2010 уч.год достигли высоких результатов работы чем предыдущие годы. Это говорит о том, что дети заинтересованы в своей деятельности, им нужен успех и дальнейшее развитие в изобразительном искусстве.
Благодаря таким проектам как "Чудо батик", "Удивительный акрил", "Старый, добрый гуашь", "Живопись акварелью по методике испанских художников", "Изображение героев Олонхо" и др., дети начинают воспринимать мир другими глазами, формируются творческие и художественные способности.