|
Эссе
Величие человека - в его способности мыслить.
Блез Паскаль
В нашей школе внеклассная работа по изобразительному искусству в основном
базируется на студию изобразительного искусства. Студия раскрывает особенности
жанров и видов изобразительного искусства, развивает способности школьников
в области самостоятельного творчества. Наибольшим интересом пользуются
у детей живопись, рисунок, графика, композиция и декоративное искусство.
На основе этих жанров составлены проекты для учащихся "Чудо батик",
"Удивительный акрил", "Старый, добрый гуашь", "Живопись
акварелью по методике испанских художников", "Изображение героев
Олонхо", "Саха о5отун уруьуйдуур - дьуьуннуур искусство5а уьуйуу",
"Волшебная изонить", "Сказочный витраж", "Веселые
уроки для младших классов". В последнее время очень популярным стало
творчество на основе использования природных материалов в начальных классах.
Одной из материальных проблем изостудии является отсутствие кабинета изобразительного
искусства. Дети и подростки в данное время занимаются в различных кабинетах
в зависимости от расписания уроков во второй половине дня. Расписание
изостудии размещается на 4 дня в неделю с объемом 13 часов 30 минут. Четыре
дня в неделю дети вынуждены работать в разных кабинетах и организовать
свой творческий труд. Если посмотреть эту картину с другой стороны, то
можно представить иную картину деятельности. Это подлинно творческая деятельность,
в котором могут ярко раскрыться способности и склонности учащихся, а это
имеет прямой выход на профориентацию в соответствии с природными и приобретенными
качествами. Об этом можно говорить очень много, но я хочу на данном этапе
раскрыть работу изостудии, это моя основная цель.
Я в ряде лет работав в школе, заметила, что среди моих воспитанников есть
дети с задержкой в физическом и психическом развитии. Поэтому начала изучать
технологию инклюзивного обучения.
Основная задача изостудии - развитие художественно-творческих способностей
детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.
На занятиях дети обучаются сознательно использовать изобразительные и
выразительные средства рисунка и живописи. Основные виды работы в изостудии
- работа с натуры, по памяти, наблюдению, композиционная и декоративная
работа. Соотношение этих видов работы изменяется по годам обучения соответственно
возрастным особенностям учащихся. Самостоятельные задачи рисунка и живописи
начинают выделяться лишь в занятиях с детьми среднего возраста.
Соответственно особенностями работы в разных возрастах в изостудии выделяются
три возрастные группы: младшая (1-4 классы), средняя (5-7 классы) и старшая
(9-11 классы).
Самый распространенный вид работы в младшей группе - композиция на темы.
Это живописные работы акварелью, пальчиковыми красками, восковыми карандашами,
гуашью или в смешанной технике, темы которых связаны с изображением людей
в быту и труде, сельского пейзажа, родной природы в разных состояниях,
животных, растений, насекомых и.т.д. К ним частично примыкают рисунки
графическими материалами - карандашом, тушью, граттаж (проскабливание
на специально загрунтованной бумаге ) и оттиски (эстампы-монотипии, печать
с аппликацией и.т.п.), конечно для этого потребуется хорошее помещение,
где можно организовать творческий коллектив. В их создании дети могут
опираться на наблюдения или же на литературные и фольклорные источники,
с привлечением большой фантазии.
Вторым разделом работы, которая начинается в младшей группе и продолжается
в последующих, является рисование и живопись отдельных предметов и групп
по памяти, по наблюдению и с натуры. На данном этапе работы дети в основном
рисуют с натуры летнее время. Лето для нас самое прекрасное время для
творчества. На счет помещения у нас не бывает проблем так, как для нас
отводится специально кабинет на два сезона. Это ежегодно проводимый художественно-эстетический
лагерь изостудии "Пленэр". Здесь не только решается вопрос о
помещении, природа сама готова учить нас любым жанрам изображения. Рисование
с натуры листьев, цветов, деревьев, домашних животных, отдельных насекомых,
пейзажа в воздушной перспективе и выполнение разного рода композиций .
Это наглядное пособие в натуре, что может быть прекрасней для изображения.
Эта работа носит сугубо творческий характер для учащихся и для меня как
специалисту.
Третий раздел программы обучения в изостудии - декоративные и прикладные
работы. В заданиях этого рода не только развивается декоративное и эстетическое
чувство, в них приобретаются практические навыки выполнения работ. Здесь
примыкают проектные работы, программы которых разработала как специалист
по изобразительному искусству. Но не забудем, что эти занятия вырабатывают
также умения пользоваться материалами, применяемыми и в живописи, и в
графике.
В изобразительной деятельности детей среднего возраста замечаются признаки
неравномерности развития учащихся. Одни обнаруживают сравнительную зрелость
и умения в отдельных видах занятий, у других отмечаются колебания и медлительность
в рисовании, болезненное отношение к замечаниям.
Работа с детьми в этом возрасте требует преимущественно индивидуального
подхода и большого разнообразия вариантов заданий. Именно здесь потребуется
знания учителя об индивидуальных особенностях учащихся в подростковом
возрасте. В это время учитель должен беречь ребенка от депрессий и негативных
отношений в коллективе. Ребенку очень сложно найти свое "Я"
и решиться на творчество и тем более рассчитывать на творческий успех.
Успех в этом возрасте достигается с большим трудом, а ученик это воспринимает
очень болезненно и в следующий раз он может отказаться от творчества вообще.
В плане творчества и успеха в нашей школе все хорошо и результаты в последние
годы неплохие.
Я считаю, что основными учебными задачами работы с детьми этого возраста:
вызвать активный интерес к действительности и умение видеть в натуре ее
эстетически выразительные качества: приучать в любом задании работать
с определенным композиционным замыслом; последовательно обогащать живописные
представления детей о предмете в световоздушной среде и совершенствовать
их изобразительные навыки. Все это учитель должен делать эмоционально,
доброжелательно и качественно. Дети чувствуют отношение самого учителя
к действительности.
В изобразительном творчестве учащиеся старшего возраста проявляют стремление
к овладению глубокими профессиональными знаниями. Это желание усиливается
еще тем, что занятия искусством в изостудии многие из них начинают рассматривать
как подготовку к будущей профессии. Однако занятия в старшей группе не
следует рассматривать лишь как способ подготовки к поступлению в художественное
учебное заведение. Эти занятия имеют самостоятельное значение в художественно-творческом
развитии подростков и могут готовить, например, к будущей деятельности
самодеятельного художника.
С самых первых упражнений - с первого года младшей группы, когда выполняются
упражнения на знакомство с линией и ее возможностями, мы учимся решать
(организовывать) изобразительную поверхность листа, гармонично ее заполнять.
По мере усложнения заданий он подводит учащихся к понятиям: уравновешенность,
ритм, пластичность, цельность, условность. Ряд упражнений по овладению
элементами языка графики тесно переплетается с живой работой по впечатлению,
воображению, фантазии.
В работе с мелкой скульптурой (лепка пластилином или глиной) также заложены
большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся,
для общего их развития. Она является важной частью изобразительного творчества
учащихся.
Первоначальная ориентировка детей в окружающей среде происходит не только
зрительно, но и обязательно двигательно. Через осознание и действие ребенок
познает структуру предмета, что, в свою очередь, формирует систему целесообразных
действий с ним.
В летнее каникулярное время при постоянном общении с природой, во время
работы с естественным материалом пробуждаются эстетические чувства, развивается
художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Работа с природным
материалом развивает усидчивость, терпение, настойчивость, приобщает учащихся
к интересным и самобытным видам народного прикладного искусства. Далее,
из приложения "Гистограмма работы изостудии с 2003 по 2010 уч.годы"
видно количество учащихся изостудии по годам обучения, уровень выполненных
работ, уровень работ достигших успехов и уровень выставленных работ. Отсюда
следует, что учащиеся изостудии за 2010 уч.год достигли высоких результатов
работы чем предыдущие годы. Это говорит о том, что дети заинтересованы
в своей деятельности, им нужен успех и дальнейшее развитие в изобразительном
искусстве.
Благодаря таким проектам как "Чудо батик", "Удивительный
акрил", "Старый, добрый гуашь", "Живопись акварелью
по методике испанских художников", "Изображение героев Олонхо"
и др., дети начинают воспринимать мир другими глазами, формируются творческие
и художественные способности.
|
|